Многие переселенцы не закрепляются на Дальнем Востоке, так что доля этого региона в миграционном приросте России, полученном за счет бывших союзных республик, составляет всего 1,3% (в 4 раза меньше, чем в населении), а пограничных районов - 1% (в 3,4 раза меньше, чем в населении). Чистый приток из государств-участников СНГ, полученный восточными регионами в 1994-1999 годы, распределяется так: Западная Сибирь - 396, Восточная Сибирь - 89, юг Дальнего Востока - 24, Север - 1 тыс. человек. Как видим, до восточной границы доходит совсем маленький ручеек. Миграционный прирост за счет государств-участников СНГ и Балтии в Приморском крае возместил около двух третей потерь населения во внутренних миграциях в 19941996 годы и всего 15% в 1997-1999 годы. В Хабаровском крае возмещение составило 15% в 1994-1996 годы, а за последующие 3 года край совсем не получил миграционного прироста за счет государств-участников СНГ. Из этого видно, что приведенные показатели эволюционировали не в пользу восточных районов.
Поскольку китайская и корейская, а в перспективе и иная восточная миграция неотвратима и уже стихийно осуществляется, то следует заблаговременно принимать меры по предотвращению перехода южной части Сибири и Дальнего Востока в зону этнической, а в будущем и социально-политической конфронтации. Существуют прогнозы резкой деформации на этой основе этнонациональной структуры сибирских и дальневосточных краев и областей, особенно в условиях сокращения там русскоязычного населения.
Учитывая, что предотвращение миграции маловероятно и правильным было бы введение ее в социально- и экономически выгодное русло, тем более что подобные примеры имеются и их хорошо используют и в Северной Америке, и в Западной Европе, было бы целесообразным разработать специальную программу легального приема мигрантов с учетом интересов конкретных регионов Сибири и Дальнего Востока. Для реализации такой программы целесообразно создать специальное правовое обеспечение внутрироссийского назначения, а также подписать соответствующие межправительственные соглашения.
В целях правового обеспечения миграционного процесса и ввода его в правовое русло следовало бы принять специальный федеральный закон, который определял бы содержание и порядок внешней миграции, особенно в районы Сибири и Дальнего Востока. Необходимо, чтобы этот закон учитывал международные договоренности, международный опыт и ориентировался на правовое решение самых острых проблем (предоставление вида на жительство, предоставление земельных участков, имущественные права и т.д.).
Сегодня нет уверенности в том, что иммигранты, пожелавшие приехать на Дальний Восток или в Сибирь, останутся там и не захотят уехать в Центральные регионы, как это делает титульное население России. Для примера можно привести проблему нелегальных иммигрантов, с которыми власти ведут борьбу, но пока безуспешно из-за отсутствия соответствующих законов. Если сегодня нелегальный иммигрант живет, в основном, только в крупных городах, то легальный иммигрант, имея соответствующий статус, будет жить там, где захочет.
Много также нерешенных жизненных проблем с гражданами, покинувшими места постоянного проживания внутри страны, в частности из районов Северного Кавказа и особенно из Чеченской Республики. Многие из них по различным причинам не могут получить статус вынужденных переселенцев, а без этого не решаются вопросы трудоустройства, медицинской помощи, пенсий, образования детей и др.
В связи со многими нерешенными миграционными и иммиграционными проблемами необходим свод законов о миграции и общая концептуальная картина для понимания того, какой правовой участок закрывает тот или иной нормативный акт.
Однако пока что миграционная политика России не учитывает существующие, а тем более долгосрочные тенденции миграционных процессов и связанные с миграцией населения опасности и риски различного характера. Сегодня основные усилия в сфере миграции правительство и законодательные органы направляют на решение проблем приема и обустройства вынужденных переселенцев. Безусловно, это важно и крайне необходимо, но одновременно необходима и выработка стратегии не допускающей, чтобы миграционная политика вошла в противоречие с долгосрочными тенденциями и целями государства.
Будет ли миграция населения в XXI веке?
Некоторые футурологи полагают, что в XXI веке человечество перейдет к более оседлому образу жизни. Не будет необходимости менять место жительства, поскольку переход к такому образу жизни будет обусловлен развитием системы электронных коммуникаций. Однако в этом столетии, как показывают статистика последних лет и прогнозы, вряд ли такое будет возможным. Судя по интенсивности миграционных потоков, миграция не только не уменьшится, но и возрастет или, по крайней мере, останется на уровне не меньшем, чем в настоящее время. Человеку всегда свойственно искать лучшие места для проживания. Поэтому миграция населения всегда была, есть и будет. Разные причины побуждают людей к миграции, но вся история человечества на протяжении тысячелетий подтверждает этот факт.