Рис. 3. Взаимосвязь между катастрофами и социально-экономическим развитием государства
а) Возникающие катастрофы тормозят выполнение программы развития, отбрасывая преобразовательные начинания на многие годы назад.
Например, катастрофическое землетрясение, наводнение или засуха могут стать причиной вложения огромных средств в их ликвидацию, а следовательно, подорвать потенциал долгосрочного развития страны, приостановить выполнение программ развития или существенно изменить программы и приоритеты экономического развития.
б) Возникающие катастрофы, требующие восстановления (капитального ремонта, реконструкции) разрушенных сооружений после катастрофы, являются своеобразным толчком, предоставляют значительные возможности для того, чтобы приступить к претворению в жизнь программ развития, начать прогрессивные преобразования.
Например, восстановление разрушенных предприятий, целых городов может вестись с учетом давно назревших реконструкций коммунальных систем, внедрения новых более экономичных технологий, снижающих загрязнение окружающей среды.
в) Осуществляемые или планируемые программы развития могут повысить восприимчивость региона (района) к катастрофам.
Например, концентрация в том или ином регионе (районе) потенциально опасных производств, сооружаемых, казалось бы, с благородной целью создания новых рабочих мест, производства новой необходимой продукции, увеличивает риск возникновения катастроф, нередко приводит к ухудшению состояния окружающей среды.
г) Осуществляемые или планируемые программы развития могут уменьшать уязвимость по отношению к катастрофам и их негативным последствиям. Это могут быть, например, меры по усилению сейсмостойкости зданий и сооружений в сейсмоопасных регионах (районах), внедрение новых промышленных более безопасных технологий и т.п.
Необходимо отметить, что степень уязвимости экономики государства, того или иного региона изменяется в зависимости от ее уклада. Каждый тип экономики по-разному восприимчив как краткосрочно, так и долгосрочно к воздействию катастроф различного рода. Например, промышленно-развитые страны (регионы), где экономика с высоким процентом урбанизации и с высокой плотностью городского населения, почти безразличны к разрушениям в сельскохозяйственном секторе. Такая экономика обычно способна преодолеть потери в этом секторе. В этих странах (регионах), как правило, имеются достаточные финансовые резервы для покупки продовольствия в других странах (регионах). Для этого типа экономики существует больше возможностей по временному трудоустройству сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем данный тип экономики уязвим к ущербу, наносимому катастрофами системам энергоснабжения, транспорту, средствам связи и службам жизнеобеспечения.
Страны (регионы) с сельскохозяйственным укладом, экономика которых, как правило, достаточно гибка и децентрализована, довольно невосприимчивы к внезапно наступающим катастрофам. Однако их экономика восприимчива к катастрофам, оказывающим большое влияние на сельскохозяйственный сектор, в особенности к засухе и нашествиям насекомых.
Экономика удаленных регионов (Камчатки, Сахалина и др.), малых островных государств в высокой степени зависит от конкретного вида сельскохозяйственной культуры или товара. Такой тип экономики особенно уязвим к тропическим ливням, наводнениям, цунами (наносящим ущерб урожаю, портам), засухе, вулканическим извержениям и землетрясениям.