.
С точки зрения обыденного мышления научный факт - это вещь очевидная и простая (как, например, факт вращения Солнца вокруг Земли). Однако история науки показывает, что это далеко не так. Научные факты
определяются в философии науки как то, на что подразделяется мир, как события. Известный английский философ науки и логик Л. Витгенштей в своем Логико-философском трактате написал: "Мир - целокупность фактов, а не предметов". Научные факты выражаются в особого рода предложениях - протокольных предложениях.
Примерами протокольных предложений могут служить такие, как "Идет дождь", "Под столом сидит кошка", "Этот порошок - соль".
Факты вовсе не очевидны, поэтому не только "собираются" учеными, они еще и "добываются". В любом объекте реальности существует множество сторон, качеств, он вступает во множество отношений с другими объектами. Чтобы выделить из этого многообразия отдельные стороны объекта, превратить его в предмет научного изучения и обнаружить связанные с ним научные факты, нужно, во-первых, принять какую-то гипотезу (предположение) или теорию, определяющую направление исследований объекта (поэтому говорят, что факты всегда неразрывно связаны с теорией, концептуально нагружены), во-вторых, нужно быть специально подготовленным, чтобы заметить нужные стороны объекта. К примеру, специалист-палеонтолог увидит в куске кости ископаемого животного много интересных фактов, а неподготовленный человек не увидит ни одного.
Факты составляют опытный (эмпирический) базис науки. Их количество постоянно увеличивается, факты систематизируются, на их основе выводятся законы - общие правила, которым подчиняются наблюдаемые явления.
Таким образом, можно сказать, что целью современной науки являются: понимание, научные факты, научные законы и теории.
Нормами научного исследования являются методы науки
- способы получения знаний, или достижения понимания. В науках о природе используются две основные разновидности методов: эмпирические
(опытные) и теоретические
(внеопытные).
Эмпирические методы используются для исследования объектов реальности, а теоретические методы используются для работы с различными концептуальными (понятийными) системами и моделями в рамках некоторой теории. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, объяснение, сравнение, классификация, эксперимент, обобщение и т. д.; к теоретическим - формализация, математические методы, аксиоматический метод, переход от абстрактного к конкретному и др. С этими методами вы на практике знакомились в школе, когда изучали физику, химию, биологию и т. д.
Наблюдение
- это преднамеренное и целенаправленно восприятие предмета исследования, обусловленное задачей деятельности. Например, во всех государствах ведется наблюдение за погодой (и для этого существуют специальные государственные службы), потому что погодные условия влияют на все сферы деятельности людей - промышленность, сельское хозяйство, энергетику, водный и воздушный транспорт и пр.
Описание
состоит в перечислении всех наблюдаемых признаков исследуемого объекта, без выделения главных и второстепенных. К примеру, если вы возьмете энциклопедию животных или растений, то в статьях о них вы найдете очень подробные их описания (а иногда и фотографии), по которым можете составить довольно полное представление, даже если вы никогда не видели их воочию.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7