наука естественнонаучный гуманитарный знание
Наука представляет собой систему различных типов знания, взаимодействующих друг с другом. В этой системе есть основания, обеспечивающие ее целостность и включение результатов научных исследований в культуру. Принято считать, что основания науки
включают в себя:
. Идеалы (цели познания) и нормы научного исследования;
. Научную картину мира;
. Философские идеи и принципы.
Идеалы науки
- это ее цели , то, ради чего ведется познание мира. В классической науке идеалом познания считалась истина, в неклассической и постнеклассической - понимание
. Но само понимание как цель науки вещь чрезвычайно неопределенная. Его определяют как возникающее у человека " чувство, что найдено удовлетворительное объяснение какого-то аспекта реальности". Поскольку оно возникает у отдельного человека (субъекта познания), то оно субъективно: у каждого оно складывается в зависимости от его личного опытов, личных навыков, и поэтому то, что кажется понятным и очевидным одному человеку, может быть не понятным другому человеку.
В качестве наглядного примера различного понимания одного и того же простого предмета можно привести известные в науки случаи, когда людям, слепым от рождения или потерявшим зрение в раннем детстве, в зрелом возрасте зрение возвращали. Им требовалось много времени - от года до нескольких лет - чтобы научиться видеть, различать предметы не на ощупь, а зрительно. Один пациент, когда ему показали апельсин спустя неделю после того как он начал видеть, сказал, что он золотой. На вопрос "Какой он формы?" он ответил: "Дайте мне пощупать его, и я скажу". Ощупав его, он сказал, что это апельсин. Затем он долго вглядывался в него и сказал: "Да, я вижу, что он круглый". Когда затем ему показали синий квадрат, он сказал, что это синий круг. Когда ему показали углы, он сказал: "А, да, теперь я понимаю, можно увидеть, каковы они на ощупь". То есть этот человек новые для него зрительные ощущения соотносил с привычными ему тактильными ощущениями, чтобы узнавать предметы. Это обусловлено тем, что мы видим с помощью мозга, а не только глазами. Мы обучаемся видению и подвержены тем стереотипам и схемам, которые складываются в процессе обучения.
Различные стереотипы понимания обусловливаются также разными культурами и разным временем: то, что удовлетворяло людей 100 лет назад, сегодня может оказаться непригодным (как объяснение общественных процессов на основании марксизма - они казались очевидными советским людям, но были официально отвергнуты с началом перестройки). Несмотря на всю расплывчатость и неопределенность понятия "понимание", субъективное чувство от понимания аспекта действительности оказывается очень сильным и является одной из побудительных причин занятия наукой.
Понимание, которое является целью науки, выражается в виде законов или принципов науки. Они позволяют видеть причину происшедшего и предсказывать, что произойдет (поэтому говорят, что научное знание выполняет объяснительную и предсказательную функции ). Научные законы, с одной стороны, объединяются в системы в рамках научных теорий, с другой, - научные законы выводятся как обобщения фактов и подвергаются проверке на опыте (эмпирической проверке)
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6