Введение
Ибо
невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений видимы, так что они безответны. (Рим. 1:20)
На
протяжении веков научные познания о мире наряду с религиозными верованиями
формировали мировоззрение целых народов. Это мировоззрение включало способ
мышления и познания окружающего мира и отношение к нему. Познание окружающего
мира, убеждало человека в существовании абсолютных, вневременных и
внепространственных категорий, которыми управляется мир. Это давало возможность
человеку осознавать непосредственное присутствие Бога в мире. Однако со
временем деятельность человеческого разума выделилась в особую область,
называемую наукой. Её бурное развитие, начавшееся в эпоху Просвещения, дало
свои плоды. В XVIII веке образованные люди могли аргументировать небытие Бога,
ссылаясь на научные достижения. Бог представлялся существующим только в сердцах
простых людей.
Однако
революционные научные открытия, совершенные в XX веке, позволили пересмотреть
мировоззренческую концепцию, выстроенную наукой предшествовавшего периода. Эти
открытия утверждали тварность и конечность мира, существование лежащих вне
материального бытия абсолютных законов и целостность мира, не допускающую
дифференцированного рассмотрения.
Задачей
данной дипломной работы является рассмотрение космологического и
телеологического аргументов бытия Бога. Предметом рассмотрения является научная
картина мира, сформировавшаяся благодаря достижениям человеческой мысли в
области естествознания. Главные позиции, на наш взгляд, здесь занимает
теоретическая физика. Она занимается изучением как структуры бытия тварного
мира (квантовая механика), так и его эволюцией в масштабах истории Вселенной
(научная космология). Особое внимание будет уделено синергетике, как новому
направлению в области неравновесных хаотических систем и антропному
космологическому принципу. Нами сделана попытка кратко изложить историю
формирования научных представлений в теоретической физике.
Первая
часть дипломной работы посвящена научной космологии. Изложение современных
научных данных показывает конечность нашего тварного мира, уникальность и
точность законов его развития и формирования. Особо рассматривается вопрос
творения «из ничего», его богословское и научное понимание. В конце части излагается
православное учение по данному вопросу.
Во
второй части рассматриваются основные положения квантовой механики. Особое
внимание мы уделили метафизическим интерпретациям свойств волновой функции и
осмыслению характеристик квантового мира с точки зрения православного
мировоззрения.
В
третьей части излагаются основные положения синергетики, рассматриваются
вопросы самоорганизации материи.
В
четвертой части проводится аргументация положений антропного принципа; показана
концепция вневременного Наблюдателя, как фактора, определяющего направленную
эволюцию Вселенной.
В
ходе работы нами использованы интерпретации научных открытий, предложенные
такими учеными-теоретиками как Нильс Бор, Дэвид Бом, Эрвин Шрёдингер, Вернер
Гейзенберг, Илья Пригожин и др. Поскольку эти интерпретации требуют
метафизического осмысления, то они всегда отражают мировоззрение своих авторов.
Чтобы сравнить картину мира, предлагаемую учёными, с православным
миропониманием, мы обратились к трудам святителя Василия Великого, преподобного
Иоанна Дамаскина, протоиерея Василия Зеньковского, В.Н. Лосского, Э.А. Тайнова,
В.Г. Кречета и протоиерея Кирилла Копейкина.
В
связи с тем, что выше указанные темы практически не освещены в общедоступной
православной литературе, осмысление их, предложенное в дипломной работе, сможет
заинтересовать людей, стоящих на позиции диалога между религией и наукой.
Надеемся, что воспользоваться материалами дипломной работы смогут и люди, не
имеющие специального физического образования.