Введение
Вопрос
о том, что представляет собой наука , чем она отличается от других сфер
современной культуры, например от техники или искусства, каковы ее структура и
роль в обществе , занимает одно из центральных мест в рассуждениях философов
20в. именно потому, что сама наука в этом столетии приобрела решающее значение
в жизни человеческого общества. С момента своего появления она выступала
теоретической базой таких областей человеческой деятельности, как производство,
техника и технология. Благодаря этому она делает нашу жизнь более комфортной,
яркой и более долгой. Однако она сделала ее и более опасной, потому что во
много раз увеличила разрушительную мощь человека. Благодаря науке, время стало
течь быстрее, мир вокруг нас стал меняться быстрее. Мы уже не поспеваем за ним,
не успеваем меняться синхронно с ним. В настоящее время во многих странах наука
оказалась одной из самых развитых форм культуры, вследствие чего люди стали
преувеличивать ее роль в жизни и принижать роль других форм культуры (искусства,
морали и т.д.). Научное знание стали считать высшей ценностью, непререкаемым
авторитетом.
Между
тем, наука исторически изменчива и качественно, и количественно: меняется
понимание того, чтo есть наука, формы научной деятельности, формы организации
науки, увеличивается количество наук (в современном мире их насчитывается около
2000). Изменения носят не постепенный (эволюционный) характер, а внезапный
(революционный). Как отметил известный американский историк и философ науки
Томас Кун (1922-1996), некоторое время в "нормальной науке" имеет
место простое приращение новых знаний (наука развивается кумулятивно), но в
какой-то момент происходит научная революция - полная замена всей системы
научного знания другой системой. А изменение системы научного знания влечет за
собой изменение представлений людей о мире и самих себе.
Предпоследняя
научная революция, разразившаяся на рубеже XIX -ХХ веков, внесла принципиальные
изменения в науку и в мировоззренческие представления научного сообщества, но
практически не повлияла на обыденное мировоззрение большей части человеческого
сообщества. Обыденное мировоззрение людей формируется школьным образованием, а
в средней школе изучаются главным образом классические науки, сложившиеся в
XVII - XVIII вв. и определяющие соответствующее им видение мира, человека и
общества, потому что школьное образование не успело еще "переварить"
сложные неклассические и постнеклассические научные теории ХХ века. Вот и
получается, что в начале X Х I века большинство людей представляют себе мир так
же, как люди, жившие 200-300 лет назад.
На
обыденном уровне складываются и неадекватные представления о самой научной
деятельности. Причины этого в том, что, содержание школьных предметов не
включает рассмотрения философских вопросов самой науки: о ее возможностях,
ограничениях и средствах. В школе мы всегда имеем дело с готовыми результатами
(знанием), поэтому даже не задумываемся о том, как, собственно, эти результаты
получаются, на каких основаниях, почему мы должны им доверять? В результате мы
не только запоминаем написанное в учебниках, но и стихийно приобретаем
наивно-реалистическое представление о науке как источнике абсолютного и
объективного знания, отвечающего на все вопросы, как высшем арбитре, способном
разрешить все противоречия.
Система
высшего образования призвана обеспечивать человека адекватными знаниями,
позволяющими ему вписываться в преобразуемый людьми мир, адаптироваться к
происходящим изменениям, прогнозировать дальнейшее развитие жизни и свое место
в ней.
Классическая
наука изучала мир, существующий независимо от человека, объективный. Она делала
акцент на исследовании объектов самих по себе и полагала, что знания являются
отражением действительности, копиями вещей и отношений между ними. Современная
наука признала зависимость достоверного знания от познающего человека и
невозможность объективного знания. Она все больше акцентирует внимание на
инструментальном характере знаний, на месте человека в создаваемом им мире, на
роли открываемых ею истин в жизни человека. Это заставляет говорить о
гуманитаризации ("очеловечивании") современной науки .
Неадекватные
представления о науке, недостаточное использование ее результатов, послужившие
причиной разрыва между уровнями понимания мира учеными и всеми остальными,
потребовали перестройки содержания образования и его гуманитаризации вслед за
наукой.
КСЕ
- не самостоятельная наука, а учебная дисциплина. Она представляет собой
объединение (синтез) современных естественнонаучных концепций, причем той их
части, которая имеет мировоззренческое содержание, гносеологии - философской
теории познания, философии и методологии науки и
истории науки