Науки традиционно делят на естественные и гуманитарные (сегодня они объединяются с социальными в социально-гуманитарные). Гуманитарное знание появляется в эпоху Возрождения в недрах культурного течения гуманизм (букв. "человечность"). Изначально оно включало науки , изучающие человека и способствующие его духовному развитию: грамматику (латинскую и греческую), риторику, историю и философию морали, а также поэзию. Их содержание и цели изучения доказывают, что гуманитарные науки всегда зависели от человека. В науках о природе того времени и вплоть до ХХ в. считалось, что они получают объективное - не зависящее от человека знание. Поэтому естествознание существовало в соответствии со своими идеалами и нормами, игнорируя идеалы и нормы человеческой жизни. Результатом такого положение стал конфликт "ума и сердца": противоречие достижений техногенной цивилизации целям и ценностям человеческой жизни. Да, человек стал знать и уметь больше, но для чего он использует свои знания и умения? Стал ли он от этого счастливее?
Как уже отмечалось, в ХХ веке в неклассической науке появилось осознание зависимости всех наших знаний от познающего человека - субъекта. Например, физики признают, что в квантовой механике получается знание не о частице, как она существует сама по себе, а о том ее состоянии, в которое она пришла в результате воздействия на нее прибора в процессе эксперимента. И ХХ в. обнаружил разрушительный потенциал науки, заставил задуматься о том, как привести в соответствие развитие науки и гуманистические идеалы, как сделать их органической частью познавательной и практической деятельности человека.
В этих условиях мало знать, что представляет собой объект познания или преобразования или как строить какую-либо машину - необходимо предвидеть последствия преобразования человеком окружающего его мира с точки зрения интересов самого человека, его места в мире. Поэтому отношения между естественными и социально-гуманитарными дисциплинами переосмысливается. С одной стороны, отмечается стремительное проникновение естественнонаучных методов исследования в различные области гуманитарного знания. С другой - естественнонаучное знание пытаются согласовывать с гуманистическими ценностями культуры. Большую роль в процессах согласования играет философская дисциплина этика - учение о нравственности, или о должном поведении людей в обществе. В последние десятилетия ХХ в. сложились специальные разделы этики, такие как биоэтика, экологическая этика, этика генной инженерии и др., которые обсуждают вопросы этического контроля (этической экспертизы) за ростом соответствующих областей знания, привлекают внимание к появляющимся в связи с неконтролируемым развитием науки проблемам.
Этическая экспертиза знаний проводится не только профессиональными учеными в процессе их научной деятельности, но также государственными, политическими и общественными организациями. Среди них - ООН, Всемирная федерация научных работников ( 1946 г .), Пагуошское движение (основано в 1954 г . по инициативе А. Эйнштейна и Б. Рассела), Римский клуб, Международный институт системных исследований и т. д. Все они следят за состоянием дел в науке, обсуждают его, стараются привлечь внимание человеческого сообщества и политиков к наиболее острым проблемам. Участникам этих движений удалось внести свой вклад в подготовку договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах, договора о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения ядерного оружия на дне океана. Сейчас специалисты инициируют обсуждение в прессе новых технологий в генной инженерии (клонирование, создание генных продуктов) и информатике. Итогом этой работы можно считать принятую в 1996 г . Парламентской Ассамблеей Совета Европы Конвенцию "О правах человека и биомедицине", которая запретила создание эмбрионов человека с исследовательскими целями и вмешательство в геном человека с целью его изменения. В 1997 г . после клонирования овечки Долли к "Конвенции" был принят "Дополнительный протокол", запретивший клонирование людей.
Все это позволяет говорить, что разделению наук о природе и наук о человеке и обществе пришел конец, что это разделение чрезвычайно опасно для самого человека.