ВВЕДЕНИЕ
Общий ход развития науки (и особенно естествознания, которое и будет нас интересовать в дальнейшем) включает основные ступени познания природы и мира вообще. Он проходит несколько основных ступеней:
1. Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого - идет верный охват общей картины природы при пренебрежении частностями, что характерно для греческой натурфилософии;
2. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, при этом за частностями исчезает общая картина универсальной связи явлений - характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, в их историческом развитии, для позднего Средневековья и начала Нового времени;
3. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем приведения в движение остановленного, оживления омертвленного, связывания изолированного раньше, то есть на основе соединения анализа с синтезом - характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще.
Итак, очевидно, что научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем, и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых.
Основные периоды развития естествознания
Первый период становления естествознания относится к VII-IV вв. до н.э. Это период античной натурфилософии, которая представляет собой попытку использовать общие философские принципы для объяснения явлений природы. Явления природы объяснялись с помощью априорных, не связанных с опытом и наблюдениями, чисто умозрительных схем. Демокрит и Аристотель обобщили античную натурфилософию и сформулировали две концепции взглядов на окружающий мир. Демокрит считал, что материя существует из вещества, вещество состоит из атомов и пустоты. Не существует ничего, кроме атомов и пустого пространства. Атомы бесконечны в числе и различны по форме и величине Они неделимы, непроницаемы, качественно неизменны и неуничтожаемы, т.е. вечны. Форма и величина единственно объективные свойства атомов, их первичные и реальные особенности. Из атомов слагаются все тела, на атомы же они распадаются. Разнообразие тел обусловлено разнообразием тех комбинаций, в которые вступают атомы, образующие каждое такое тело: величина и форма атомов, их число и расположение - вот подлинный источник разнообразия тел. Атомы подвижны; и все, что наблюдаем мы в космосе - одна лишь механика самоподвижных, не нуждающихся ни в каком толчке извне атомов. Вопрос о происхождении атомов не занимал Демокрита, для него он просто не существовал, т.к. то, что вечно, не может иметь ни начала, ни конца. В такой же мере несостоятельной являлась для него и проблема об источнике движения атомов: зачем, в самом деле, говорить о происхождении того, что рассматривается как неотъемлемое, первичное свойство атомов. Это корпускулярная концепция строения материи. Возникновение мира и Вселенной Демокрит объяснял следующим образом. В вечном падении в бесконечное пространство большие, наиболее подвижные атомы ударяются об атомы меньших размеров, и возникающие при этом боковые и круговращательные движения дают начало многочисленным мирам с одной или несколькими Лунами, с Солнцем и без Солнца, обитаемым и необитаемым. Они возникают и разрушаются, чтобы возникнуть вновь и вновь разрушаться; - и так без конца, повинуясь лишь изначальной необходимости. Ибо, говорит Демокрит, «ничто не происходит случайно, но все совершается по некоторой причине и необходимости».
Аристотель считал также, что мир материален, но объективно существуют конкретные вещи, предметы. Материя - некая субстанция, из которой при определенных условиях могут возникнуть те или иные предметы. Реальные тела можно дробить непрерывно до бесконечности. Это континуальная концепция строения материи. Первым стал рассматривать движение в пространстве и времени, ввел понятие естественного и насильственного движения. Он считал «совершенным» движение по кругу. Мир возник в результате создания его богом. Вселенная конечна во времени и пространстве. В центре Вселенной находится Земля, вокруг которой вращаются сферы, на которых находятся Луна, Солнце, планеты, на самой далекой сфере - звезды небосвода. Это геоцентрическая система мира, которую в дальнейшем развивал Птолемей. Вся природа - и органическая, и неорганическая - Аристотелю представлялась как нечто единое по общей тенденции своей. Она исполнена стремления к совершенству, к «благу». Жизнь в зачаточной форме имеет место уже в неорганической природе. Примитивные формы жизни, возникшие самопроизвольно, стремятся к лучшему: камень стремится к жизни растения, растение - к жизни животного, животное - к жизни человека, а человек к идеальной жизни божества, воплощающего высшее благо. Аристотелем была предложена классификация животных, которая вплоть до Линнея пользовалась авторитетом. Группировку животных проводил не только по сходству, но и по родству. При этом первое место уделял основным морфологическим особенностям, отличая их от вторичных признаков. Всех животных разделил на две группы: кровяные и бескровные. К группе кровяных он относил животных, имеющих кровь, 2 или 4 ноги, живородящих, а также птиц, четырехногих и безногих яйценесущих, рыб и на вершине кровяных - человек. Ко второй группе отнесены животные, имеющие лимфу, более четырех ног, мягкотелые, панцирные, моллюски, насекомые, пауки и черви. Аристотель может быть назван и основателем сравнительной анатомии. Он не только описывает животных, но отвечает на вопросы как? для чего? и почему? Отсюда - впервые набросанное им учение об аналогичных и гомологичных частях тела и стремление связать строение животных с их отправлениями, с их образом жизни и психическими особенностями. Другое сранительноанатомическое обобщение, которое можно назвать черновым наброском закона корреляции: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места … Расщедрившись в одном направлении, она экономит в другом… Изменение в одном органе вызывает перемены в другом».
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6