Таблица зарисована на доске, после выполнения задания представитель каждой из групп выходит к доске и заполняет таблицу (учитель корректирует ответы), а остальные заносят данные себе в тетрадь.
7. Закрепление. (20 мин.)
Контрольная работа по теме «Приспособление птиц к полету».
Вариант 1.
Обязательные вопросы
1. Из каких частей состоит тело птицы?
2. Какие типы перьев по строению и функциям различают у птиц?
. Какие отделы имеет скелет птицы?
. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения и какова его роль?
. Какова роль теплокровности в освоении птицами различных эколого-географических районов?
. Какие отделы головного мозга у птиц наиболее развиты и почему?
. Чем различаются птенцовые и выводковые птицы? Приведите примеры.
Дополнительные вопросы
1. Когда и от кого произошли птицы?
2. Какая кость имеет киль и какова его роль?
. Какие отделы пищеварительной системы птиц участвуют в измельчении пищи?
Вопрос повышенной сложности:
Чем различаются пояса конечностей у птиц и пресмыкающихся?
Вариант 2
Обязательные вопросы
1. Чем покрыто тело птицы?
2. Какие железы находятся под кожей у птиц?
. Сколько шейных позвонков бывает у птиц?
. Как объяснить употребление птицами относительно большого количества пищи?
. Где у птиц начинается и где заканчивается малый круг кровообращения и какова его роль?
. Каким образом птицы получают достаточно кислорода для поддержания высокого уровня обмена веществ?
. Каково строение куриного яйца?
Дополнительные вопросы
1. Чем отличается класс птиц от других классов позвоночных животных?
2. Какие группы мышц наиболее развиты у птиц и почему?
. Какую роль в жизнедеятельности птиц сыграло полное разделение сердца на правую и левую половину?
Вопрос повышенной сложности:
Какая пища переваривается быстрее - растительная или животная?
8. Организация домашнего задания. (1 мин.)
Учитель даёт детям задание на дом, предварительно записав его на доске.
По итогам урока учитель выставляет оценки учащимся.
Уникальность данных разработок заключается в том, что в них использованы различные формы обучения, достаточное количество наглядных материалов и, что самое главное, на уроках, ведущихся по представленным конспектам, ученики постоянно задействованы, а не являются пассивными слушателями, как часто бывает на большинстве уроках в общеобразовательных школах.
Таким образом, мы показали, как можно использовать результаты нашего исследования в школьном курсе биологии.
Заключение
В ходе проделанной работы поставленная нами цель - изучение приспособлений птиц к полёту - была достигнута. Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи - изучение состояние проблемы в биологической литературе и выявление приспособления к полёту у птиц во внешнем и внутреннем строении.
Таким образом, мы пришли к выводу, что возможность полета птиц обеспечивается целым рядом прямых приспособлений. К ним относятся: компактность тела, жесткость и неподвижность туловищного отдела осевого скелета и редукция его хвостового отдела, резкое увеличение размеров грудины и образование на ней киля, прочность пояса передних конечностей (в том числе и образование специального амортизирующего устройства - вилочки), строение скелета крыла (включая и особенности суставных поверхностей и особенно резкие изменения в строении кисти), мощность мускулатуры, обеспечивающая движения крыла, развитие перьев - легких и прочных роговых образований, создающих несущие плоскости крыльев и хвоста и обеспечивающих обтекаемость тела в полете, редукция зубов, облегчающая скелет черепа, общее увеличение объема головного мозга и особенно сильное развитие мозжечка - центра равновесия и координации движений, увеличение массы нервных клеток спинного мозга в области крыльев и т. д.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5