Конспект проведения урока биологии в 7 классе на тему: «Особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»
Тип урока:
первичное усвоение знаний.
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями внешнего строения птиц, связанных с полетом.
адачи:
1) сформировать у учащихся знание о внешнем строении птиц;
2) развить умения обосновывать, выявлять приспособления птиц к полету во внешнем строении;
3) развить навыки самостоятельной работы учащихся;
) выявить строение перьевого покрова в связи с выполняемыми функциями;
5)
воспитывать гуманное отношение к птицам, любовь к природе.
Оборудование
: таблицы «Внешнее строение птицы» (Приложения 1, 2), коллекция перьев, видеофрагменты о птицах, инструктивные карточки к лабораторной работе (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный этап. (1 мин.)
Учитель приветствует детей и настраивает их на работу.
2. Проверка знаний. (3 мин.)
Учитель проводит фронтальный опрос класса по прошлой теме «Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся»:
Какое значение имеют пресмыкающиеся в природе и в жизни для человека?
От каких животных произошли рептилии?
Назовите животных, относящихся к древним ящерам. Какие из них дали начало древним птицам и млекопитающим?
Какие среды жизни освоили древние пресмыкающиеся? Почему они вымерли?
Почему гаттерию называют живым ископаемым?
3. Переход к новой теме. (2 мин.)
Учитель:
Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Неслучайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина Соврасова « Грачи прилетели «, романсы « Жаворонок» Глинки и « Соловей» Алябьева.
Звучит стихотворение Берестова из цикла « Времена года».
Дикий голубь
Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
( Кроток, кроток, а не приручен!)
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда - это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится, не дождя, не пыли.
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд…
4. Изучение нового материала. (30 мин.)
1. Учитель показывает учащимся видеофрагмент «Птицы».
Учитель:
).Подготовьте устный ответ на вопрос: по каким внешним признакам птицы отличаются от других животных?
). Представьте свой вариант ответа классу и послушайте выступления одноклассников.
). Выполните задания:
а) указать систематическое положение голубя.
б) известна пословица: «каждая птица своим носом кормится». Так ли это?
На таблице (Приложение 1) изображены клювы голубя, цапли, удода, пеликана, фламинго, сокола и др. Объяснить, как строение клюва связано с питанием.
в) чьи это ноги? На таблице (Приложение 2) изображены ноги сокола, страуса, дятла, цапли, утки и др. Как строение ног связано с местами обитания и образом жизни птиц?
(Учащиеся работают в группе, пользуясь текстом учебника «Биология 7 класс» В.М. Константинова стр. 206-207, таблицами и др. наглядными пособиями.)
2. Учитель:
- А сейчас давайте определим черты приспособленности птиц к полёту, но только во внешнем строении.
1). Вспомните, что такое приспособленность?
). Запишите в тетради черты приспособленности птиц к полёту, которые можно выявить во внешнем строении птиц.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5