company logo


Анализ содержания школьных учебников биологии

Поскольку на данный момент уровень знаний в российских школах находится, увы, не на высшем уровне, учителю необходимо особенно тщательно подбирать литературу для подготовки к уроку, поэтому в нашей работе мы приводим анализ содержания школьных учебников, чтобы иметь представление, о том, какой из предложенных учебников является наиболее подходящим для использования его материалов на уроке биологии.

I

.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. «Биология. 7 класс». Издательство «Вентана-Граф», 2008 г.

. Приспособления птиц к полёту рассмотрены в §44-46 учебника. Поскольку учебник имеет традиционную структуру, материал по теме «Приспособления птиц к полёту» находится в трёх параграфах, располагающихся подряд в главе учебника «Класс Птицы(Aves)».

В §44 «Среда обитания и внешнее строение птиц» рассматривается внешний облик птиц, отражающий их приспособленность к полёту, - клюв, расположение перьев, строение пера, крыло птицы и др. В §45 «Опорно-двигательная система птиц» рассматривается скелет и мускулатура птицы, что тоже отражает приспособленность птиц к полёту. §46 «Внутреннее строение птиц» посвящён изучению пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной систем птиц, по которым также можно судить об изменениях в связи с приспособлением к полёту.

. В данных параграфах учебника присутствует только основной вид текста, так как изучаемой нами теме нет необходимости в наличии дополнительного текста. Основной текст соответствует принципу научности, доступности и междисциплинарности.

В конце параграфов имеются лабораторные работы, целью которых является изучение особенностей внешнего и внутреннего строения птиц и выявление черт, связанных с полётом.

. Аппарат ориентировки выполняет функции, способствующие развитию навыков самостоятельной работы, работы с учебником, а также логичному и последовательному формированию основных понятий по интересующей нас теме. С этой целью имеются яркие, чёткие изображения всех рубрик - символы и т.п., - жирным шрифтом выделены все основные понятия, а в конце каждого параграфа в рамочке - основное содержание параграфа, а также перечислены все основные понятия, затронутые в тексте.

. Аппарат усвоения учебного материала организован следующим образом - вопросы в конце параграфа направлены на воспроизведение основного текста и развитие мыслительной деятельности. Таблиц в данной теме не представлено.

. Какой- либо справочный материал в учебнике отсутствует вообще.

. Иллюстрации на данную тему представлены в виде рисунков и отвечают стандартным требованиям.

Вывод:

Тема раскрыта достаточно полно. Параграфы по теме находятся в одной главе и идут подряд, поэтому преподавание темы по этому учебнику не вызывает затруднений.

В учебнике описаны все приспособления птиц к полёту научным и доступным языком, дополнены иллюстрациями, в чём состоит принцип наглядности. Восприятие текста упрощается с помощью выделенных главных слов. Также большим достоинством является наличие лабораторных работ по теме.

II

.

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. «Биология. Животные. 7 класс». Издательство «Дрофа», 2008 г.

. Поскольку учебник имеет совершенно отличную от предыдущего структуру, то материал о приспособлении птиц к полёту разбросан по разным главам и в разных параграфах. В §27 «Класс Птицы» из главы «Многообразие животных» учебника рассматривается общая характеристика птиц, в которой отражена их приспособленность к полёту. В главе «Строение, индивидуальное развитие и эволюция» существует несколько параграфов, в которых затрагивается изучаемая нами тема. §37 «Опорно-двигательная система» описывает, в том числе, опорно-двигательную систему птиц, на строение которой повлияла способность к полёту. В §39 «Органы дыхания и газообмен» рассматриваются, помимо всего прочего, органы дыхания птиц, которые сформировались в связи с приспособлением к полёту. В §40 «Органы пищеварения, обмен веществ и превращения энергии» описываются также изменения в пищеварительной системе птиц, связанные с полётом. В §42 «Органы выделения» имеет место описание органов выделения птиц, также преобразовавшихся в связи с полётом. А в §44 «Органы чувств. Регуляция деятельности организма» рассматриваются изменений органов птицы в связи со способностью летать.

Перейти на страницу:
1 2


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru