company logo


Организация экскурсии на тему "лес как природное сообщество"

Учитель : Обращаю ваше внимание на то, что многие растения вам уже знакомы, и вы без труда сможете их определить. Только при невозможности определения видов растений в лесу их можно загербарезировать.

Учитель: Ребята, если хотите заработать дополнительный балл, то можете прочитать на экскурсии стихи, исполнить песню о наиболее интересных растениях. нужно ли прищипывать ампельную петунию

Команды, время работы подошло к концу. Давайте обсудим, что у вас получилось по первому заданию, второе задание вы оформляете дома и все представляете в письменной форме на формате А 4.

Учитель. Первая команда, представьте устный отчет.

Ученики. Были определены виды деревьев: граб обыкновенный, дуб обыкновенный, тополь серебристый, ясень высокий. Из кустарников определили лещину обыкновенную, калину обыкновенную, боярышник кроваво-красный, шиповник обыкновенный. Растения мы не смогли определить и загербаризировали некоторые виды.

Учитель. Молодцы, а растения, которые вы не смогли определить, мы рассмотрим их в классе, это ребята будра плющевидная и бор развесистый, типичные представители лесной фауны.

Учитель. Вторая команда, пожалуйста расскажите, что у вас получилось.

Ученики. Мы подсчитали количество видов на исследуемом участке. Всего составило деревьев 4 вида, кустарников 4 вида, растений 2 вида.

Учитель. Хорошо, вы успели зарисовать понравившееся вам растение? Если не успели зарисуйте дома.

Учитель. Третья команда вам слово.

Ученики. Была отмечена ярусность следующего характера, граб обыкновенный, дуб обыкновенный, ясень высокий, тополь серебристый они занимают первый ярус, калина обыкновенная, боярышник кроваво-красный, шиповник обыкновенный и лещина обыкновенная составили второй ярус, а растения, будра плющевидная и бор развесистый третий ярус. Еще мы на стволах нашли мхи и лишайники.

Учитель. А вы их к какому ярусу отнесли и почему?

Ученики. К третьему и четвертому, так как все виды располагаются по определенным признакам в лесном фитоценозе.

Учитель. Внимание! Для всех команд составить письменный отчет дома по следующим вопросам, также на задание карточки:

1) укажите название леса и его местонахождение;

2) вспомните и зарисуйте растение, которое вам больше всего понравилось, укажите его видовое название, и в каком ярусе оно обитает;

) подобрать открытку, стихотворение про лес;

) устно подготовить рассказ о значении леса, и его охране.

Учитель. А сейчас ребята давайте отдохнем и поиграем в игры - "Перевёртыш" и "Счастливый случай". Они покажут кто из вас помнит прошлый материал.

Учитель. Попробуйте угадать, что за деревья спрятались в этих слогах.

Учитель показывает карточки и дети угадывают названия (см.приложение 5)

Учитель. Молодцы ребята, вы справились с первым заданием, посмотрим, как вы справитесь со вторым заданием?

Игру "Счастливый случай" вы тоже знаете. Для этого конкурса использовали элемент этой игры конкурс "Дальше, дальше…"

Команды должны поочередно за одну минуту дать ответы на возможно большее число вопросов. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит - "Дальше." Учитель называет правильный ответ. Другие команды подсчитывают число правильных ответов, данной командной (см.приложение 6)

Учитель подводя итог в конце отмечает наиболее активных участников в каждой команде и это оценивается как дополнительный балл.

Учитель. Ребята, напомните, что вы сегодня изучили: 1 ученик: научились определять видовой состав леса, с помощью определителей. Подсчитали численность видов и определили ярусность.

Второй ученик: узнали какая бывает кора деревьев и их кроны, а также увидели, как защищаются растения от своих врагов.

Учитель. Ребята давайте сделаем вывод, что такое ярусность.

Ученик. Ярусность это определённое распределение растительности над поверхностью почвы. Она не бывает хаотичная, а строго упорядочена. Различают первый ярус высоких деревьев, второй ярус теневыносливых деревьев, третий ярус кустарники, четвертый ярус занимают травы, а пятый ярус мхи и лишайники.

Учитель. Ребята, подумайте, что способствует выживанию видов растительной флоры.

Ученик. Ему способствует разнообразный видовой состав и распространение растительности повсеместно?

Учитель. Правильно.

Посмотрите не остался ли после вас мусор, давайте дружно уберем.

Учитель. Молодцы ребята, не забудьте, что дома вы должны подготовить отчёт и сообщение по проделанной работе.

Спасибо вам за работу.

ВЫВОДЫ

В ходе работы было установлено, что видовой состав урочища Чёрный лес представлен следующими видами древесной растительности: дуб обыкновенный, граб обыкновенный, ясень высокий, тополь серебристый. Довольно часто встречались кустарники лещина обыкновенная, боярышник кроваво-красный, калина обыкновенная. Данные виды занимали большое проективное покрытие. Среди травянистого яруса имеется довольно пестрый набор видов: будра плющевидная, бор развесистый, полынь метельчатая, крапива двудомная и другие. Была подсчитана численность древесно-кустарниковой флоры, определен диаметр и высота растительности. По этом данным проведен дисперсионный анализ, определены обилие видов, занимаемых пространство урочища. При описании ярусности леса, выделили пять ярусов. Вели фенологические наблюдения за некоторыми видами растительной флоры леса. Из описания лесного фитоценоза методом Браун-Бланке мы установили, что среди большого количества видов преобладали такие как дуб обыкновенный, граб обыкновенный, ясень высокий, лещина обыкновенная, боярышник кроваво-красный, будра плющевидная и бор развесистый. Самое распространенное растение из травянистого яруса - крапива двудомная. Также в нашей работе проанализировано распределение видов по десяти ведущим семействам по Толмачёву (1986). Доминирующие семейства оказались Астрацветные, Розоцветные и Лещиновые. Они отражают более поздние этапы эволюции, из-за присутствия большого числа видов, следовательно, более приспособленные к исследованному ценозу. Была разработана также экскурсия на тему "Лес как природное сообщество". Сделанные выводы дают нам основание полагать, что поставленные в исследовании задачи решены, и, следовательно, цель работы достигнута.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru