Понятие "самоорганизации" (более подробно см. в гл.12) означает упорядоченность существования материальных динамических, качественно изменяющихся систем. Роль каталитических процессов в них усиливается по мере усложнения состава и структуры химических систем. Отрадно, что определяющее значение в исследовании этого плана сыграли работы отечественных ученых И.В. Березина, А.А. Баландина и особенно А.П. Руденко, создавшего в 1964-1969 гг. единую теорию химической эволюции и биогенеза. Эта теория решает в комплексе вопросы о движущих силах и механизмах эволюционного процесса, т.е. о законах химической эволюции, отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, уровне химической организации и иерархии химических систем как следствия эволюции. Сущность теории Руденко состоит в утверждении и обосновании принципа того, что химическая эволюция представляет собой саморазвитие открытых каталитических систем, и, следовательно, эволюционирующим веществом являются катализаторы. В ходе реакций происходит естественный отбор тех каталитических центров, которые обладают наибольшей активностью.
Александр Прокопьевич Руденко сформулировал основной закон химической эволюции, согласно которому с наибольшей скоростью и вероятностью образуются те пути эволюционных изменений катализатора, на которых происходит максимальное увеличение его абсолютной активности.
Следует также отметить, что эволюционный процесс предполагает особый дифференцированный отбор лишь тех химических элементов и соединений, которые являются основным строительным материалом для образования биологических систем. В связи с этим достаточно упомянуть, что более чем из ста химических элементов лишь шесть - углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера - общая весовая доля которых в организмах составляет 97,4%, получивших название органо - или биогенов, служат основой для построения живых систем.
Менделеев называл химию "наукой о химических элементах и их соединениях"; другие определяют ее как "науку о веществах и их превращениях" либо как "науку, изучающую процессы качественного превращения веществ" и т.д., наиболее полное определение: "химия - наука, изучающая свойства и превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения".
Главная задача химии - задача получения веществ с необходимыми свойствами. Эта задача и научная и производственная, что определяет основную, можно сказать, двуединую основную проблему химии:
. Получение веществ с заданными свойствами как производственная, практическая задача;
. Выявление способов управления свойствами веществ как задача научно-исследовательская.
Решение этих проблем породило четыре основных этапа (концептуальные системы) в развитии химии с XVII века по настоящее время.
Первая концептуальная система - учение об элементном составе веществ, вторая - о структуре химических соединений, третья - учение о химических процессах и последняя, четвертая концептуальная система, - эволюционная химия.
Последняя, четвертая система, представляет собой единую теорию химической эволюции и биогенеза. Эта теория решает в комплексе вопросы о движущих силах и механизмах эволюционного процесса, т.е. о законах химической эволюции, отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, уровне химической организации, иерархии химических систем как следствие эволюции.
Перейти на страницу:
1 2 3