Согласно современным научным данным и теоретическим положениям, мир представляет собой гармоничное живое целое. Целостность его проявляется в гармоничных взаимодействиях всех частей, чем в корне подрывается редукционизм, укоренившийся в научном сознании ещё с эпохи Просвещения. Редукционизм подразумевает сводимость описания целого к описанию действия частей. Открытые наукой нелокальные аказуальные связи в квантовой механике и спонтанное зарождение упорядоченных структур под действием энтропийных процессов в синергетике доказали несводимость описания как атомных, так и молекулярных систем к описанию действия частей, их составляющих. Поведение элементов, входящих в систему, как единое целое, качественно отличается от поведения этих элементов, когда они находятся в изоляции.
Достижения квантовой механики и синергетики показали, что мир не является полностью детеминированным. Миру присуще вероятностное описание, в котором наряду со строгими законами существует и неопределённость. «Если бы в этом мире материя была автономно детерминирована, т. е. подчинялась бы собственным детерминистическим законам, - пишет Э.А. Тайнов, - (именно такова точка зрения механистического материализма), то, очевидно, свободы в таком мире не существовало бы: механицизм исключает свободу из-за отсутствия субъекта свободы в этом воображаемом мире… Никакой свободы в таком автономно закономерном материальном мире не существовало бы тоже, поскольку и здесь нет субъекта свободы, и у него нет шансов появиться из этого частично упорядоченного классического хаоса, как джину из бутылки». Неопределённость и вероятностный характер описания мира свидетельствуют о том, что мир подчинён законам, находящимся за его пределами.
Осмысление положений квантовой теории остро поставило вопрос о субъективности человеческого познания. Наш образ мышления, понятия об окружающем мире вырабатывались в процессе общения с миром, а поэтому, строго говоря, субъективны. Поэтому Вернер Гейзенберг, осознавая необходимость надмирного, божественного Откровения для познания мира, писал: «…путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине».
Главным постулатом научной деятельности ученых является познаваемость мира, т.е. узнаваемость его проявлений по определённым законам. Это ещё раз свидетельствует об ограниченности мира и подчинённости его законам. Эти законы существования мира физиками-теоретиками признаются существующим вне нашего изменчивого тварного мира. Следовательно, их природа метафизична. В дипломной работе на примере рассмотрения волновой функции было показано, что осмысление достижений человечества требует привлечения метафизики. Эрвин Шрёдингер, один из основателей квантовой теории, писал, что теперь «мы не можем обойтись здесь без путеводной нити метафизики». Такое осмысление законов природы требует признания существования идеальных понятий, и, как следствие, признания идеального начала - Бога.
Осмысление научной картины мира в русле Православного богословия «…помогает непредубеждённому человеку увидеть, - пишет профессор А.И. Осипов, - что признание бытия Бога есть не плод фантазии человеческого сознания, но единственно логически оправданный постулат в разрешении вопроса о смысле человеческой и мировой жизни».
Перейти на страницу:
1 2 3