ионоселективный нервный синапс мембрана
Масса головного мозга новорожденного ребенка относительно велика, она составляет в среднем 390 г (340-430) у мальчиков и 335 г (330-370) у девочек (12-13 % массы тела, у взрослого человека - около 2,5 %). Отношение массы мозга новорожденного к массе его тела в 5 раз больше, чем у взрослого, соответственно 1:8 и 1:40. В течение 1-го года жизни масса мозга удваивается, а к 3-4 годам утраивается, затем она медленно увеличивается и к 20-29 годам достигает максимальных цифр (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). В последующем, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, после 55-60 лет она несколько уменьшается. До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину, в дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.
У новорожденного ребенка лучше развиты филогенетически более старые отделы мозга. Масса ствола равна 10-10,5 г (около 2,7% массы тела, у взрослого человека - около 2%). К моменту рождения ребенка продолговатый мозг, мост и их ядра развиты хорошо, масса первого составляет около 4-5 г, второго - 3,5-4 г. Хуже развит мозжечок, особенно его полушария, лучше - червь, слабо выражены извилины и борозды мозжечка. Масса мозжечка новорожденного ребенка не превышает 20 г (5,4 % массы тела, у взрослого - 10%). В течение первых 5 месяцев жизни масса мозжечка увеличивается в три раза, в 9 месяцев, когда ребенок умеет стоять и начинает ходить, - в четыре раза.
Промежуточный мозг у новорожденного развит также относительно хорошо. Формирование борозд и извилин начинается у плода с 5-го месяца развития. У 7-месячного плода уже заметны борозды и извилины, к моменту рождения они развиты полностью, однако ветви основных борозд и мелкие извилины выражены слабо. Формирование рельефа полушарий продолжается в течение первых 6-7 лет жизни, борозды становятся глубже, извилины между ними - рельефнее. У новорожденного ребенка наиболее развиты височные доли и обонятельный мозг, слабее - лобные. У новорожденного ребенка кора полушарий большого мозга не полностью дифференцирована. Желудочки мозга новорожденного ребенка относительно крупнее, чем у взрослого.
Пороки развития цнс
На долю нарушений развития ЦНС приходится более 30% всех пороков, обнаруживаемых у детей. Очевидно, их частота значительно выше, поскольку пороки на уровне нарушения гистологических структур, обычно не диагностируются. Пороки развития головного мозга характеризуются чрезвычайным полиморфизмом неврологических симптомов, характер которых зависит от локализации и степени поражения ЦНС. Чаще всего отмечаются парезы, параличи, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения, судорожный синдром; у большинства таких детей наблюдаются различные формы олигофрении.
Врожденные пороки развития ЦНС являются следствием нарушения одного или нескольких основных процессов развития мозга: образование нервной трубки, разделение ее краниального отдела на парные образования, миграция и дифференцировка нервных клеточных элементов. Они проявляются на трех уровнях: клеточном, тканевом и органном.
Врожденные пороки развития конечного мозга
Пороки конечного мозга в результате не смыкания нервной трубки - дизрафии краниальной области. В основе пороков лежит нарушение развития эктодермального и мезодермального листков, вследствие чего такие пороки часто сопровождаются нарушением развития мозговых оболочек, костей черепа и мягких покровов головы.
Анэнцефалия
- отсутствие большого мозга, костей свода черепа и мягких тканей; часто повреждается и задний мозг. На месте мозгового вещества обычно располагается богатая кровеносными сосудами соединительная ткань с кистозными полостями, выстланными модулярным эпителием, глия, единичные нервные клетки, остатки сосудистых сплетений.
Экзэнцефалия
- отсутствие костей свода черепа (акрания) и мягких покровов головы, в результате чего большие полушария располагаются, открыто на основании черепа в виде отдельных узлов, покрытых мягкой мозговой оболочкой. Конечный мозг относительно сохранен, промежуточный и средний мозг чаще всего отсутствуют.
Перейти на страницу:
1 2 3