Соответствующим образом изменилось сегодня представление о научной идее, входящей в научную теорию и выражающей научные знания. Научная идея
рассматривается не как окончательный ответ на вопрос, а как проект ,
программа исследования Научные понятия, посредством которых описывается идея, не являются самостоятельными, объективными сущностями, их вырабатывает сам человек в процессе познания. Понятия человек нагружает значением и смыслом, и с их помощью конструирует модель мира или его части. Поэтому научная деятельность понимается сегодня не столько как исследование, сколько как интерпретация (перевод), истолкование реальности в научных терминах. В ходе этого истолкования природа физической реальности социально конструируется, то есть выстраивается с позиций человека.
. Поскольку изменился характер научной истины, целью науки
теперь считается не истина, а понимание
. Понимание достигается не за счет наглядных объяснений изучаемых процессов на схемах, чертежах, в экспериментах (как в классической науке), а за счет использования математических репрезентаторов (расчетов, формул). Иначе говоря, современное научное знание приобретает все более абстрактный и сложный вид;
. В обществе существуют связи между потребителями и производителями научного знания;
. Существуют специальные учреждения, занимающиеся организацией получения новых знаний, и люди, для которых получение нового знания является профессией - ученые;
. Для науки целенаправленно готовятся кадры. Для этого существуют различные учреждения (институты, университеты).