Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умения выявления приспособления к среде.
Материалы: рисунки растений и животных различных мест обитания, открытки с изображением растений и животных, гербарные образцы растений.
Ход работы:
1. Определить среду обитания растений и животных, предложенных для исследований.
Пшеница - произрастает в основном в тёплых районах. Но это растение отличается высокой приспособленностью к среде обитания.
Подорожник - совсем не прихотлив к среде, а слизи подорожника образуют в водной среде гели, являются детоксикаторами.
Дятлы - питаются одним и тем же кормом, почти все обитают в смешанном лесу. Большой пестрый дятел обитает в верхних ярусах леса.
Кузнечик - обитает на опушках лесов, лугах и полях.
2. Рассмотрите плоды и семена растений, укажите их приспособленность к размножению. Объясните возникновение приспособлений.
Пшеница приспособлена к различным условиям обитания и поэтому размножение её проходит беспроблемно. Именно благодаря приспособленности в процессе эволюции пшеница выработала способ размножения. А пестик и тычинка находятся в одном цветке.
Яблоня - дерево, которое опыляется насекомыми, а насекомых в свою очередь привлекает цветок яблони, в котором содержится много нектара. Возникли приспособления в процессе эволюции.
3. Укажите приспособление к передвижению данных существ.
Животные |
Способ передвижения |
приспособление |
кузнечик |
Движется прыжками при помощи задних конечностей. |
Задние конечности |
карась |
Двигается при помощи плавников и хвоста. |
Плавники, хвост. |
Дятел |
Передвижение осуществляется при помощи крыльев хвоста… |
Крылья, хвост, оперение… |
4. Рассмотрите цветки и соцветия растений, установите их приспособленность к разным способам опыления: ( самоопыление, Опыление с помощью ветра и насекомых).
Растение |
Способ опыления |
Приспособление |
Пшеница |
Самоопыление |
Пестик и тычинка находятся в одном цветке,… |
Подорожник |
Опыление ветром |
Нет лепестков, цветок легкодоступен для ветра. |
Яблоня |
Опыление насекомыми |
Красивый цветок с большим содержанием нектара и запахом, привлекающим насекомых. |
среда обитание животное растение
5. Определить черты приспособленности бодяка полевого, чертополоха крапивы жгучей, полыни горькой к защите от поедания.
· Бодяк полевой - покрыт колючками;
· Чертополох - покрыт колючками;
· Крапива жгучая - ворсинки с крапивной жидкостью, вызывающей жжение;
· Полынь горькая - содержит горький гликозид;
6. На примере разных видов кактусов, верблюжей колючки (ли других растений засушливой местности), рыб ( из разных мест обитания), насекомых ( с разной окраской тела) определить приспособленность к их среде обитания.
· У кактусов листья превратились в колючи, что уменьшает испарение влаги с поверхности растения а так же служит защитой от поедания.
· У рыб кожа покрытии чешуёй и специальной слизью, что уменьшает трение с водой, так же различная окраска в зависимости от среды обитания. Например у окуня речного тело покрыто полосами, что помогает оставаться незамеченным на фоне водорослей, а у камбалы строение и окраска тела помогают быть невидимой на дне.
· У насекомых окраска различна в зависимости от среды обитания и специфики самого насекомого. Например у божей коровки окраска яркая и заметная, что служит предупреждением о том, что она ядовита, у кузнечика окраска маскирующая его на фоне травы, тем самым выполняя защитную функцию.
7. Вывод:
Все растения и животные на земле приспособлены к своей среде обитания. Приспособленность бывает самая разнообразная, начиная от окраски, и заканчивая строением тела. Приспособленность помогает выжить различным растениям и животным в самых неблагоприятных условиях.