Особенности «культурного пространства» ранних древневосточных цивилизаций обусловлены наличием еще значительных следов мифологического сознания, для которого характерны образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, слабое различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой. Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном искусстве Древнего Ближнего Востока. Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, где самым теснейшим образом переплетались земное и божественное, мир людей и мир богов. Основная тенденция развития духовной культуры древневосточных цивилизаций - возрастание индивидуализации сознания, нарастание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в усилении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему миру, к человеческому телу. Мифологическое сознание постепенно и медленно преобразовывалось и преодолевалось рациональными формами. Эстетическое выступало для первобытного человека как главное спасительное средство от враждебного хаотического начала. В комплексе материальных и духовных исторических предпосылок рационализации древнегреческой культуры следует выделить:
+ развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);
+ развитие экономических отношений, переход от раннеклассового общества к развитому рабовладельческому обществу, которое характеризуется абстрактными общественными отношениями (отношения господин - раб, товарно-денежные отношения, включающие в себя представления о меновой стоимости и абстрактном труде);
+ территориальную экспансию, которая приводила к культурным контактам с самыми разнообразными странами и народами;
+ множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции, причем это не только не разрушало сознание общегреческого культурного единства, но даже усиливало его;
+ социальную организацию полиса, демократический характер многих из них;
+ относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;
+ развитое чувство гражданской ответственности и критического мышления, когда каждый грек считал себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего полиса;
+ наличие совершенной системы письменности Новый эллинистический тип культуры сформировался как результат экспансии на Восток. Греческая культура - это прежде всего городская культура. Значительно изменился духовный мир человека; ускорился процесс его дифференциации. На смену строгому (телесно-вещному, непсихологизированному) индивидуализму полисной эпохи пришла психологизированная (интимно-личностная, эмоционально окрашенная, полная теплоты, переживания и сердечности) индивидуальность эпохи эллинизма.