Среди множества идей можно выделить 5 воззрений:
. идея единства природы. - в воззрениях философов единство выражалось в форме определенных "начал"\"первооснов". Сочетание этих факторов предопределяет формирование живой и неживой природы. в Египте первоосновой считали воду. Др. индусы - 5 основ - земля, вода, огонь, воздух, эфир. Китайцы - земля, воздух, огонь дерево и металл. Воззрения натурфилософов легли в основу зарождения материалистических представлений др. Греков. В V веке до н.э. Анаксагор вводит понятие о неделимых частицах материи - атомах. Эти идеи поучили развитие в работах Левкиппа, Демокрита, Эпикура.
tickets ru билеты
"Атомы являются неделимыми частицами материи, комбинации их составляют определенные тела, а т. ж. душу и сознание человека, но они при этом различаются по величине, форме и массе. Т.О. идея единства природы трансформировалась от первооснов восточных натурфилософов к атомистическим воззрениям натурфилософов Греции.2. идея классификации организмов. Лестница существ. Орг-ы хар-я опред. Сходн. Признаком следовательно их можно разбивать на группы. Впервые классификация организмов была предложена в 4веке Аристотелем. Его классификация получила название Лестница существ. Он описал порядка 500 животных подразд. Их на множество соподчиненных групп, среди которых следует выделить 6 основных по принципу уровня организации. Микроорганизмы-растения-зоофиты-низшие животные-высшие животные-человек. Аристотель не вкладывал в эту систему идею развития, т.е. высшие не произошли от низших. Все формы, он считал, не измены во времени и прибывают в чистом виде с момента образования. Тем не менее он применил сравнительно анатомический метод по многим системам и признаком что позволило ему отразить прогрессивную восходящую ступенчатость по сложности организации. Ученик Аристотеля, Теофраст, описав около 400 форм растений делает заключение, что виды способны превращаться друг в друга, Т.о. он впервые высказал идею об изменчивости видов. Т.О. идея классификации предопределила идею изменчивости.
. Идея развития. Эта идея логически возникла в соответствии с 2мя предыдущими. В античные времена утверд. Представления о всеобщности движ. Материи, которая выражалась в изменчивости и усложнении орг-ии, Т.о. все разнообразие жив. орг-ов возникло от немногих прост формэти преобр происх в теч длит промежутка времени. Наиболее широко идея движения разработана в учении Гераклита Эфесского "все течет, все изменяется". Всеобщность движ. Материи призновалась всеми интересными натурфилософами в том числе и идеалистами. Различ между материалистами и идеалистами заключаются в идеи причинности развития.
. идея причинности развития. Причины развития природы формировались в соотв. С филосовск. Воззрениями. Признавая материальнось мира и всеобщность движения материи считали, что сама материя костна и пассивна. Причиной же ее развития след считать некот нематериальный фактор - сверхестеств силу, которую Аристотель назвал-?? первичный двигатель. материалисты считали, что причина развития кроется в самой материи и задается движением атомов. Гераклит говоря о борьбе противоположностей, как основе движения указывал, что огонь является той самой материей, которая задает движение.
. идея естественного возникновения живого. Рассматривая живое как часть всеобщ материи древние натурфилософы Востока заключили что все не существует вечно, и первые организмы, как и тела не живой природы возникли из первоисточников. Сознание человека является свойством его и исчезает со смертью. Древние греки считали, что организмы зарождаются из тел неживой природы при наличии "активного начала". Эмпедокл считал, что первые организмы возникли из тины, которая покрывала некогда землю и огня бушующего внутри.