В Википедии дано следующее определение мистики. Мистика (от греч. μυστικος - «скрытый», «тайный») - сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.
Согласно словарю Даля, Мистика - ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья обрядов веры. Мистический - сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм - ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядам. Мистик - предавшийся мистике, мистицизму.
А, вот новейший философский словарь утверждает, что Мистика (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию регулирование этой практики. Нулевым циклом развития Мистики можно считать архаические оргиастические культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профанным миром человека и сакральным миром духов предков.
Ещё далеко до работ Фрейда во второй половине XVIII в. Франц Антон Месмер, открывает неведомый флюид животного магнетизма. Но для своего времени и на протяжении всего XIX века Месмер так и остается в ряду шарлатанов, хотя открытый им метод демонстрирует чудеса исцеления во многих случаях. Вслед за Месмером многочисленные последователи проводят сеансы сомнамбулизма, на которых люди проявляют необыкновенные творческие способности, отсутствующие у них в обычном состоянии. К середине XIX века «месмеризм» нещадно эксплуатируется, на каждом углу в Париже можно встретить магнетизера, а в высшем свете лечение истонченных нервов этим способом становится таким же популярным, как поездки аристократов «на воды». Эксперименты с магнетизмом привлекали внимание творческой элиты своей возможностью мыслить с отключенным сознанием. Правда, часто состояние экстаза, исступленного восторженного бреда, беседы с духами, творческий прорыв в сферу бессознательного достигались ими не без помощи наркотиков и других сильнодействующих средств. В светских салонах заговорили о ясновидении, чтении мыслей, общении с духами. Начались знаменитые спиритические беседы с апостолами и Юлием Цезарем. Вселенная представлялась романтикам не бездушным пространством, она вся была пронизана невидимыми таинственными флюидами, которые могут передаваться от разума к разуму. Между макрокосмом и микрокосмом, между душой индивида и мировою душой осуществилась магическая взаимосвязь. До появления работ Фрейда опыты в области подсознания продолжались последователями Месмера на протяжении всего XIX века.
Следующий виток в мистическом направлении связан с именем Е.П. Блаватской, которая в 1875 г. в Нью-Йорке организовала теософское общество. Блаватская была чрезвычайно одаренным человеком: талантливая писательница, рисовальщица, художница, пианистка, энергичный организатор, знаток и исследователь древних религий и учений. Она обладала поразительными парапсихологическими способностями, чем вызывала у окружающих изумление, но сама она считала, что чудес на свете не бывает, а то, что люди обычно называют этим словом пока еще не познанные силы природы. Именно Блаватская дала западному миру глубокий синтетический взгляд на сохранение в восточном эзотеризме знаний, лежащих в основе первоначальных представлений о мире, характерных для индоевропейского сознания. Эзотери́зм - философское мировоззрение, доступное лишь ограниченному кругу лиц. Это внутренний, то есть духовно-психологический путь Познания мистических законов Вселенной. Блаватская и сама ощущала трагическое несоответствие своих идей материалистическому мировоззрению XIX века. Как в свое время XVIII век отверг Месмера потому, что его магнетизм нельзя было потрогать, так и Блаватская надеялась на признание лет через сто.
Перейти на страницу:
1 2 3 4