Следует помнить, что одним из обязательных факторов здорового образа жизни студентов является использование систематических, соответствующих полу и возрасту, состоянию здоровья физических нагрузок. Указанные нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Данное утверждение в полной мере можно отнести и к студентам, у которых динамическое соотношение динамического и статистического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1:3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время, соответственно 1:8 и 1: 2.
Учебные занятия по физической культуре, предусмотренные в рамках обязательной программы учебных заведений, составляющие 2 раза в неделю, в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000-7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. При этом, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.
Тем не менее, у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус.
Таким студентам в большей степени коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственны оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, им легче удается самоконтроль.
При этом, говоря о мотивациях в области сохранения здоровья и поддержания организма в тонусе, стоит отметить, что на первом месте среди них находится желание уверенно чувствовать себя среди других людей, больше им нравится и получить уважение; затем - получать удовольствие от двигательной активности, ощущать радость и красоту собственного тела, испытывать радость от мышечного тонуса и т.д. При этом стремление к достижению высоких спортивных результатов престижно лишь для весьма ограниченного круга сегодняшних студентов (только 2,5 % женщин и 6% мужчин).
Стоит отметить, что возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности пока не получили должной оценки среди студентов. Такое положение вещей, во многом связано с недостатком общекультурного развития молодого поколения, с также с отсутствием получения знаний по указанным вопросам.
Путь к общекультурному развитию, а следовательно, к здоровью, начинается именно с овладения знаниями, которые опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая ее в убеждения. При этом, убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, а, в гораздо большей степени - на практическом смысле этих знаний.
Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем.
Таким образом, преодолеть двигательное голодание организма или недостаточность двигательной активности, помогут регулярные занятия физической культурой, спортом, различного рода физическими упражнения и активный отдых.
В современных условиях, когда подвижность ограничена условиями труда и быта, регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека, исправить в физическом развитии и его подготовленности упущенные в детстве моменты.
Стоит заметить, что в детском, и в юношеском возрасте, и в других возрастных группах вплоть до пожилого возраста, возникает проблема выбора упражнений и вида спорта для укрепления здоровья, для физического развития, для повышения и поддерживания высокого уровня общей и профессиональной работоспособности.
При этом очень многие молодые люди в силу разных причин вообще прошли мимо такого выбора, мимо спортивной подготовки в школьные годы. Как ни странно, но чаще всего это случается как раз с теми молодыми людьми, для которых в силу их недостаточного физического развития, функциональной подготовленности дополнительные спортивные тренировки были бы просто необходимы.
Перейти на страницу:
1 2 3